Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Спутник" с. Веселовка
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Спутник» села Веселовка Сакского района Республики Крым (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15), особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей воспитанников.
Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), (далее –ФГОС ДО).
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020г.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения» СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года №32.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Законом «Об образовании в Республике Крым» № 131-ЗРК/2015 от 06 июля 2015 года.
Программа рассчитана на возраст детей от 2 до 7 (8) лет. Срок реализации – 5 лет.
Программа направлена на достижение следующих целей (п.1.5 ФГОС ДО):
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: (п.2.7. ФГОС ДО) игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО):
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основная образовательная программа МБДОУ «Спутник» с. Веселовка способствует росту квалификации и профессионализма воспитателей, обеспечивает выбор основных и парциальных программ, способствует преемственности в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его. Программа ориентирована, в том числе, и на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), чтобы обеспечить ее освоение и их интеграцию в образовательное учреждение.
Раздел программы «Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей» раскрывает специфику осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития педагогами МБДОУ, использования специальных программ и методов, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Целью коррекционной работы является: Организация наиболее оптимальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении исходя из его потенциальных возможностей и интересов.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть программы разработана на основе Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 2020год – Издание шестое (инновационное), испр.и доп. и Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 год (так как инновационное издательство программы не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их.) с включением парциальных программ: Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена Региональной парциальной программой по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» (авторы Мухоморина Л.Г., Кемилева Э.Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.).
Соотношение обязательной части ООП ДОУ и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется как не менее 60% от ее общего объема и не более 40% соответственно.п.2.10 ФГОС ДО. Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Обязательная часть представляет полное содержание образовательного процесса по всем пяти образовательным областям.
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Система взаимодействия с родителями включает:
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Реализация целей и задач Программы обеспечивается в ходе разнообразных образовательных событий: интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов, тематических дней, социальных акций, праздников и др.